Автотранспортные компании, в особенности те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Конкуренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и активным освоением восточного направления перевозок иностранцами в сочетании с жесткой налоговой политикой и удорожанием ресурсов поставили автотранспортные компании перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы. Стало очевидным, что без широкого использования ИТ и персональных компьютеров эффективная деятельность автотранспортной компании уже невозможна.
Сегодня ситуация сложилась таким образом когда стало практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество обслуживания и эффективность транспортных операций без применения информационных систем и программных комплексов анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений. Более того, именно благодаря внедрению в автотранспортные компании информационных систем и технологий, обеспечившую дальнейшую возможность автоматизации типовых операций в транспортных процессах, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на технологически высококонкурентном рынке транспортных услуг.
Все более важным становится обеспечение непрерывности управляемых процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется прохождение информации между различными сетями. Это касается, к примеру, перевалочных пунктов. Также, без логистики организовать бесперебойность смешанных перевозок железнодорожный/речной транспорт, железнодорожный/автомобильный транспорт практически не возможно.
ИТ в логистике несут две полезные функции. Во-первых, с их помощью ускоряется процесс получения заказов, доставки грузов, управления парком грузовых автомобилей принадлежащих автотранспортной компании. Чем быстрее все это происходит, тем меньше длительность цикла выполнения работ с точки зрения заказчика, меньше бумажной работы и ошибок, а значит, и затрат. Если автотранспортная компания может быстро отвечать на запросы заказчиков, она уменьшает неопределенность в отношении колебаний спроса и сроков выполнения заказов, и таким образом избавляется от необходимости лишних страхующих запасов. Во-вторых, логистика использующаяся в автотранспортных компаниях плодотворно сказывается на планировании и оценке альтернатив.
Также последнее время всё чаще упоминается об информационных технологиях и системах, интегрированных коммуникационных системах, подчеркивая тем самым приоритет информации над техникой и технологией обработки информации. Фокус все больше смещается от наращивания вычислительных мощностей к внедрению систем, обеспечивающих как контроль над процессами транспортировки грузов, так и автоматизацию управления финансовыми, хозяйственными и трудовыми ресурсами автотранспортной компании. На фоне реформирования многих автотранспортных компаний и реализации их планов по выходу на отечественный и западные финансовые рынки, ИТ становится центральным инструментом, обеспечивающим контроль за бизнес-процессами организации. И это особенно важно в процессе повышения финансовой прозрачности и инвестиционной привлекательности автотранспортной компании.
Обеспечение качества и доступности необходимой информации специалистам, возможность её удобного представления и использования при решении различных производственных задач имеют сегодня главенствующий приоритет в любой автотранспортной компании. Намечается создание новых информационно-коммуникационных служб, внешне напоминающих бывшие кустовые вычислительные центры, но с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе. Это так называемые логистические центры, призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. С возникновением логистических центров и интегрированных автотранспортных систем концепция информационно-вычислительного обслуживания транспортно — логистической деятельности становится не только реальной, но и востребованной. Ключевым направлением в развитии логистических центров является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров.
Основная проблема, с которой сегодня сталкивается система управления автотранспортными, грузовыми, складскими и аналогичными потоками, заключается, прежде всего, в значительном увеличении количества людей участвующих в сборе, обработке и передачи информации. Огромное количество различных специалистов (менеджеров, аналитиков и др.) организуются лишь для того, чтобы принять решение. Но, так как у каждого в этой группе свои интересы, часто несовпадающие между собой, то возникают противоречия, выход из которых на первый взгляд, можно было бы найти, выработав единый язык или документ для всей системы, но исторический опыт человечества показывает, что это не реально. А вот выработать единые правила, то есть организовать соответствующую технологию для обмена документами между автотранспортными компаниями и участниками управления транспортным потоком вполне приемлемо. Весь вопрос только в инструменте, который бы позволил работать разным специалистам одновременно, с учетом собственных интересов.
Как и любая технология, ИТ требует соответствия между способами, методами, методологией ее использования и объектом управления. Начиная с элементарных учетных и заканчивая сложными многофакторными системами статистической обработки, проблемы возникали практически только на уровне мощности технического оснащения (например, мощности процессора, объема памяти и т.д.). Сами алгоритмы работы с данными особо не изменились. И пока количество людей участвующих в управлении не превышал определенного уровня, своевременность ответной реакции информационных систем удовлетворяла лиц, принимающих решение (ЛПР). Но, с появлением логистики, которая потребовала от таких систем соответствия изменения и измерения (то есть события, которые происходят, допустим, в транспортном потоке должны быть отслежены, проанализированы, оценены и одобрены ЛПР в приемлемое время). Оказалось, что соответствующих алгоритмов, отвечающих этим требованиям, практически нет. Даже появившиеся системы OLAP, к сожалению, положения в управлении информационными потоками существенно не изменили. Ошибка, которую делают проектировщики таких систем, заключается в том, что они пытаются превратить «живую» динамичную систему в жестко фиксированную систему объектов и их отношений, часто не понимая, что один и тот же объект у различных управленцев (отправитель груза, таможенник, экспедитор, заказчик) транспортного потока будет иметь разные свойства и характеристики. А это значит, что система, отражающая ситуации в транспортном потоке между автотранспортными компаниями должна быть, прежде всего, динамичной и предоставлять данные и их обработку в соответствии с виденьем управленцев.
Требования к информационным технологиям с точки зрения логистики должны быть следующими:
Анализировать ситуацию и поведение взаимодействующих элементов системы в реальном масштабе времени.
В динамическом режиме обеспечивать мониторинг и диагностику управленческих процессов.
Моделировать реальные действия и события.
Прогнозировать и предупреждать критические ситуации.
Наличие ИТ на современном автотранспортном предприятии.
Единое интегрированное информационное пространство современной автотранспортной компании является «виртуальным» по своей сути и основывается на технологии реляционных баз данных и клиент-серверной архитектуре локальной вычислительной сети. Сотрудники автотранспортной компании, занимающиеся логистикой, работают преимущественно не с документами, а с конкретными показателями, состав и структура которых необходимы и достаточны для решения данной производственной проблемы (причем данные в процессе манипулирования выводятся на монитор компьютера в режиме реального времени). Каждое изменение ситуации и принятия соответствующего решения уже не требует длительного времени и сбора данных, которые зачастую являются «собственностью» отдельных специалистов или функциональных подразделений, поскольку вся необходимая информация на основе которой принимается решение содержится в базе данных, доступ к которой при помощи индивидуального автоматизированного рабочего места осуществляется за секунды и минуты.
Формирование и ведение базы данных в автотранспортной компании обеспечивается технологией реляционных баз данных в отделах логистики, благодаря которой осуществляется объединение разнообразных, зачастую «пересекающихся» информационных представлений, отдельных специалистов и руководителей, необходимых для решения частных проблем возникающих при управлении автотранспортной компанией, в единую картину. Данная картина позволяет получить целостное представление о работе автотранспортной компании, также создает условия для оперативного анализа первичных глубинных производственных явлений, которые при бумажной технологии обработки информации вряд ли вообще могли быть обнаружены (например, ежедневные изменения доходов по каждому маршруту автобусов). В свою очередь, клиент-серверная архитектура обеспечивает одновременный доступ к базе данных множества пользователей (зачастую разделенных географически, но объединенных информационно) и координацию их взаимодействия.
Заключение
Процесс внедрения ИТ в автотранспортные компании сегодня необходим и, более того, неизбежен. Это обусловлено все возрастающим объемом подлежащих обработке данных. Обычными, традиционными способами уже не удается из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее в управлении автотранспортной компанией. Определяющим фактором в управлении становится и скорость обработки и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления и финансовые успехи автотранспортной компанией. Более того, все чаще информацию называют «стратегическим сырьем». В развитых странах Запада расходы на информацию уже превышают расходы на энергетику. И эти расходы при разумном подходе дают положительный результат. Прежде всего, внедрение компьютерного учета и обработки данных существенно повышает производительность труда в сфере документооборота. Современные ИТ, построенные на основе использования концепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, сегодня могут обеспечивать отдачу в 100%.