Страховка груза очень популярное и действительно серьезное дело. Сегодня работает большое количество страховых компаний, поэтому грузовладельцу иной раз приходится изрядно потрудиться, чтобы сделать правильный выбор в пользу одной из них. Основными критериями такого выбора должны быть следующие данные: срок работы страховой компании, ее деловая репутация, а также как быстро она выплачивает возмещения по страховым случаям.
Страховые компании предоставляют широкий спектр услуг, обеспечивающих страховой защитой транспортный процесс. Наиболее известным и традиционным является — страховка груза, защищающее интересы грузовладельца во время транспортировки груза. Особый интерес в страховании грузов вызывает определение страховой стоимости. Обычно страховая стоимость представляет собой сумму общей торговой стоимости (или общей стоимости грузов в месте отправления при начале страхования), затрат на страхование, а также затрат, возникающих до приема грузов заказчиком и окончательно уплаченного фрахта.
По особым соглашениям могут быть застрахованы: таможенная пошлина, фрахт и прочие затраты до места отправки, ожидаемая прибыль. Страховка груза имеет и общую торговую стоимость — это стоимость, по которой грузы подобного рода и свойства могут быть проданы по биржевой или рыночной цене. Особенно благоприятная цена, предоставленная, например, только один раз из коммерческих соображений, не может быть основой для страховой стоимости. Основная причина этого состоит в том, что застрахованный в случае ущерба не может, чаще всего, восстановить потерянный груз по такой благоприятной цене, и поэтому возмещение будет недостаточным.
Понятия которые надо знать при страховке грузов
Страховка груза — дело хлопотное и поэтому надо учесть, что для страховой стоимости грузов, бывших в употреблении, определяющей обычно является фактическая стоимость. Если идет речь об использованных машинах и аппаратах, то в основу страховой стоимости закладывается восстановительная стоимость, поскольку при повреждении во время ремонта чаще всего не будет сделано вычета «новый за старый». Следует также учитывать, что расходы на заработную плату при ремонте использованных машин больше, чем при ремонте новых.
Страховка груза имеет еще одно понятие — окончательно уплаченный фрахт. Окончательно уплаченный фрахт — это фрахт, который следует уплатить по договору фрахта без учета исхода транспортировки. Иначе дело обстоит с обычным фрахтом, который уплачивается только если грузы достигают места назначения.
Ожидаемая прибыль — это прибыль, которую покупатель груза в месте прибытия надеется получить по коммерческому расчету при помощи дальнейшей продажи, обработки или улучшения. Ожидаемая прибыль может быть застрахована только в пользу покупателя, поскольку ожидание прибыли продавца уже было реализовано заключением договора покупки и содержится в цене продажи. Обычно ожидаемая прибыль составляет 10% от страховой стоимости грузов.
Страховка груза не имеет установленного страхового тарифа. Страховая премия зависит от объективных и субъективных условий, которые страховщик должен индивидуально учитывать. Обычно страхователь и страховщик достигают особых соглашений в договоре страхования о регулировании ущерба. При непринятии во внимание этой части договора страхования страховщик может быть освобожден от обязанности возмещения ущерба. При возникновении страхового случая грузы должны быть сразу обследованы аварийным комиссаром (сюрвейером) на предмет ущерба. Если они в контейнерах, то необходимо проверить невредимость замков и печатей.
Следующим шагом должно стать обеспечение требований возмещения по отношению к третьим лицам — регресс. Одновременно следует позаботиться об уменьшении возникшего и предотвращении дальнейшего ущерба. Здесь следует привлечь аварийного комиссара, который даст совет по поводу обеспечения требований по отношению к третьим лицам. Однако главной задачей аварийного комиссара является установление ущерба. Состояние груза вплоть до его прибытия не должно изменяться. Прежде всего, следует сохранить упаковку. Это не мало важное правило когда дело настолько серьезное как страховка груза. После этого нужно незамедлительно сообщить о страховом случае страховщику. Не существует каких-либо предписаний о форме такого сообщения (это можно сделать и по телефону). Затем страховщику полностью передаются все документы по ущербу для урегулирования.
Обычно страхователь обязан по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, сообщить страховщику все необходимые сведения о грузе, перевозочном средстве, пути следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если он получит сведения об отправке грузов после их доставки в место назначения в неповрежденном состоянии. Страховщик обязан по требованию страхователя выдать по отдельным отправкам, подпадающим под действие генерального полиса, полисы или страховые сертификаты. Страховка груза, то есть груз по генеральному полису считается застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на весь оговоренный в полисе период перевозки любыми видами транспорта, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующее хранение на складах. Таким образом, генеральный полис предусматривает непрерывность страхового покрытия, что освобождает страхователя от страхования груза на протяжении пути его следования.
Таким образом, надо сказать, что страховка груза и выплата по заключенным юридическим лицом договорам страхования и в налоговом, и в бухгалтерском учете отражаются как доход. Фактически этот доход идет на покрытие внереализационных расходов и базу налогообложения не увеличивает.