Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок

ГОСТ Р ИСО 7606-2005
  Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок
  НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  
  
  
  СУДОСТРОЕНИЕ.
  
  СУДА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
  
  
  
  ШКАЛЫ ОСАДОК
  
  
  
  ISO 7606:1988
  
  Shipbuilding. Inland navigation vessels.
  
  Draught scales (IDT)
  
  
  
  ГОСТ Р ИСО 7606-2005
  
  
  
  Группа Д41
  
  
  
  ОКС 47.060
  
  
  
  Дата введения
  
  1 января 2007 года
  
  
  
  Предисловие
  
  
  
  Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
  
  
  
  Сведения о стандарте
  
  
  
  1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.
  
  2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение».
  
  3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 392-ст.
  
  4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7606:1988 «Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок» (ISO 7606:1988 «Shipbuilding — Inland navigation vessels — Draught scales»).
  
  5. Введен впервые.
  
  
  
  1. Область применения
  
  
  
  Настоящий стандарт устанавливает типы, размеры, места расположения, способы изготовления и требования по окраске шкал осадок, применяемых на судах внутреннего плавания.
  
  
  
  2. Типы
  
  
  
  В зависимости от состава элементов устанавливаются следующие типы шкал осадок:
  
  1 — определяющие углубление с помощью знаков и цифр (рисунок 1);
  
  
  
  
  
  
  Рисунок 1. Шкалы осадок типа 1
  
  
  
  2 — определяющие углубление только с помощью цифр (рисунки 2 и 3).
  
  
  
  
  
  
  Рисунок 2. Шкала осадок типа 2 (первый вариант)
  
  
  
  
  
  
  Рисунок 3. Шкала осадок типа 2 (второй вариант)
  
  
  
  Шкалы осадок типов 1 и 2 должны удовлетворять международным предписаниям, действующим в соответствующих районах плавания.
  
  
  
  3. Размеры
  
  
  
  3.1. База измерения и разбивка шкал
  
  В качестве базы измерения принимается самая нижняя кромка киля или корпуса. На судах, имеющих конструктивный дифферент, отсчет величин шкал осадок следует проводить:
  
  — в носовой оконечности — от точки пересечения носового перпендикуляра с продолжением прямолинейной части горизонтального киля или брускового киля;
  
  — в кормовой оконечности — от нижней кромки киля наиболее углубленной части корпуса.
  
  Шкалы осадок должны быть разбиты как на дециметры, так и на деления по 2 см. Каждый нечетный (или четный) дециметр шкал типов 1, 2 (первый вариант) должен нумероваться.
  
  Шкалы осадок типа 2 (второй вариант) должны быть разбиты на сантиметры. Каждые 10 см должны быть пронумерованы.
  
  3.2. Размеры знаков и цифр
  
  Основные размеры знаков и цифр должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и 3. Размеры знаков и цифр должны определяться по плазовой разбивке. Знаки и цифры следует наносить непосредственно на обшивку корпуса в соответствии с их проекцией с шаблона.
  
  Примечание. Указанные на рисунках 1, 2 и 3 размеры знаков и цифр, а также интервалов между ними, являются размерами их проекций на диаметральную плоскость.
  
  
  
  3.3. Расположение
  
  Расположение шкал осадок на корпусе судна зависит от длины судна, осадки и района плавания.
  
  По вертикали шкалы осадок следует располагать на расстоянии от 100 до 300 мм выше плоскости максимальной осадки и от 0 до 300 мм ниже плоскости осадки порожнем с учетом допустимого дифферента. При ступенчатом расположении шкалы осадок ее части должны иметь достаточное перекрытие. Цифры на границе частей шкал следует дублировать.
  
  По горизонтали шкалы осадок должны располагаться в районе форштевня и ахтерштевня, а при его отсутствии — на корме или в районе кормы.
  
  Шкалы осадок следует располагать при длине судна между перпендикулярами 40 м и более — в районах штевней и на мидель-шпангоуте с обоих бортов.
  
  Шкалы осадок располагают в районе носовой оконечности на расстоянии от 100 до 500 мм от кромки форштевня по его обводу. При бульбообразном форштевне шкалы осадок в носовой оконечности располагают вертикально на расстоянии от 100 до 500 мм от наиболее вогнутой кромки форштевня.
  
  Шкалы осадок в районе кормовой оконечности располагают вертикально на кормовом перпендикуляре или как можно ближе к нему, в зависимости от формы обводов.
  
  Шкалы осадок в кормовой оконечности разрешается располагать ступенчато, смещая нижнюю часть шкалы в нос от верхней части.
  
  На судах, не имеющих ярко выраженных штевней (суда на воздушной подушке, суда с транцевой кормой и др.), шкалы осадок устанавливают по обоим бортам носовой и кормовой оконечностей.
  
  3.4. Точность установки
  
  Точность установки знаков и цифр по размеру от нижней кромки киля до нижней кромки знаков или цифр должна быть следующей:
  
  +/- 2 мм — для судов, имеющих длину между перпендикулярами менее 50 м;
  
  +/- 3 мм — для судов, имеющих длину между перпендикулярами, равную или превышающую 50 м.
  
  3.5. Предельные отклонения размеров
  
  Предельные отклонения размеров знаков и цифр по высоте должны быть не более +/- 1 мм.
  
  
  
  4. Способы изготовления
  
  
  
  Шкалы осадок изготовляют и устанавливают на корпусе судна по рабочим чертежам, разработанным проектантом судна в соответствии с настоящим стандартом.
  
  Способы изготовления знаков и цифр приведены в таблице 1. Примеры некоторых способов изготовления показаны на рисунке 4.
  
  
  
  Таблица 1
  
  
  
  Способы изготовления знаков и цифр
  
  
  
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ Код ¦ Способ изготовления ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 01 ¦ Знаки и цифры вырезаны из стального листового материала ¦
  ¦ ¦с последующим закреплением электросваркой ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 02 ¦ Знаки и цифры вырезаны в стальном листе, который ¦
  ¦ ¦приварен к обшивке судна ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 03 ¦ Знаки и цифры наплавлены электросваркой на обшивке судна ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 04 ¦ Знаки и цифры обозначены валиками, наплавленными ¦
  ¦ ¦электросваркой по внешнему и внутреннему контурам цифр ¦
  ¦ ¦и знаков ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 05 ¦ Знаки и цифры на судах со стальным корпусом выполнены ¦
  ¦ ¦в виде канавок на листах наружной обшивки и окрашены ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 06 ¦ Знаки и цифры на судах с металлическим корпусом ¦
  ¦ ¦закернены и окрашены ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 07 ¦ Знаки и цифры на судах с деревянным корпусом вырезаны ¦
  ¦ ¦и окрашены, либо выполнены выпуклыми и прикреплены ¦
  ¦ ¦к корпусу, либо только окрашены ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 08 ¦ Знаки и цифры на судах с корпусом из стеклопластика ¦
  ¦ ¦изготовлены также из стеклопластика и наклеены к обшивке ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ 09 ¦ Знаки и цифры изготовлены полиграфическим способом на ¦
  ¦ ¦самоклеящейся ленте, наклеиваемой на обшивку корпуса ¦
  +——+———————————————————-+
  
  ¦ Примечание. Способы 05 и 07 допускаются только при условии,¦
  ¦если обшивка корпуса в этом месте имеет усиление не менее чем на¦
  ¦глубину канавки, глубина которой в любом случае не должна¦
  ¦превышать 50% толщины обшивки. ¦
  +—————————————————————-+
  
  
  
  
  
  
  Рисунок 4. Примеры способов изготовления знаков и цифр
  
  
  
  5. Окраска
  
  
  
  Цвет окраски знаков и цифр должен быть контрастным относительно фона (например черный на светлом фоне, белый или желтый на темном фоне, красный на белом фоне и т.д.).
  
  
  
  6. Обозначение
  
  
  
  Обозначение шкал осадок, отвечающих требованиям настоящего стандарта, должно содержать следующие данные:
  
  а) наименование: шкала осадок;
  
  б) ссылку на настоящий стандарт;
  
  в) тип: 1 или 2 в соответствии с пунктом 2;
  
  г) код способа изготовления по таблице 1 (пункт 4).
  
  Пример обозначения шкалы осадок, определяющей углубление с помощью цифр (тип 2), изготовленной путем наплавки электросваркой на обшивке судна (код 03):
  
  Шкала осадок ГОСТ Р ИСО 7606-2005-2-03.