ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ Р 51133-98
Предисловие
1. Разработан Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению».
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г. N 14.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию экспедиторских услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте грузоотправителям и грузополучателям, общие требования к качеству услуг и методы контроля. Настоящий стандарт распространяется на организации, предоставляющие экспедиторские услуги независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, в том числе перевозчиков, действующих в сфере железнодорожного транспорта, при выполнении перевозок грузов в прямом железнодорожном и прямом смешанном сообщениях. Стандарт пригоден для применения в целях сертификации экспедиторских услуг. Обязательные требования к качеству экспедиторских услуг, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей среды, содержатся в разделах 6 и 7.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.009-76. ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана окружающей среды. Атмосфера. Правила установки допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
ГОСТ 15846-79. Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
ГОСТ 19848-74. Транспортирование грузов в ящичных и стоечных поддонах. Общие требования.
ГОСТ 21398-89. Автомобили грузовые. Общие технические требования.
ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.
ГОСТ 26319-84. Грузы опасные. Упаковка.
ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения.
СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения.
3. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Железнодорожный транспорт — один из видов транспорта общего пользования, находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно — технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации [1].
3.2. Перевозчик: сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения или до пограничной станции и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.
3.3. Экспедитор: сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых железнодорожных перевозках.
3.4. Грузоотправитель: потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки (ГОСТ Р 51006).
3.5. Грузополучатель: потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки (ГОСТ Р 51006).
3.6. Экспедиторская услуга: вид транспортной услуги, связанной с организацией процесса отправления и получения груза, а также выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.
3.7. Транспортно — экспедиторское обслуживание: процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями.
4. Классификация экспедиторских услуг
4.1 Услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям экспедиторами на железнодорожном транспорте, подразделяют следующим образом:
— оформление документов, сдача и получение груза;
— завоз — вывоз грузов;
— погрузочно — разгрузочные и складские;
— информационные;
— подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
— страхование грузов;
— платежно — финансовые;
— таможенное оформление грузов и транспортных средств;
— прочие экспедиторские услуги.
4.1.1. К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относят:
— заполнение транспортной железнодорожной накладной и комплекта перевозочных документов;
— оформление переадресовки грузов;
— предъявление грузов к перевозке на местах общего и необщего пользования на станциях отправления;
— выдачу грузов на станциях назначения.
4.1.2. Услуги по завозу — вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции и от железнодорожной станции до склада грузополучателя автомобильным транспортом железной дороги или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора.
4.1.3. К услугам погрузочно — разгрузочным и складским относят:
— погрузку и выгрузку железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта, соответственно на станциях отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;
— сортировку грузов;
— комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц;
— формирование и расформирование пакетов;
— погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
— маркировку грузов;
— упаковку, увязку, обшивку грузов;
— ремонт транспортной тары и упаковки.
4.1.4. К информационным услугам относят:
— уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес;
— уведомление о продвижении груза и подходе к станции
назначения;
— слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения;
— уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
— уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
— уведомление о пересечении грузом государственной границы;
— информацию грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в порт;
— уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения.
4.1.5. К услугам по подготовке к дополнительному оборудованию подвижного состава относят:
— очистку вагонов и контейнеров от остатков грузов и их промывку;
— обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
— обеспечение грузоотправителей хлебными щитами;
— оборудование вагонов печами и другими необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами;
— предоставление запорно — пломбировочных устройств.
4.1.6. К услугам по страхованию грузов относят:
— подготовку и заключение договора страхования;
— оплату страховых взносов;
— оформление документов при наступлении страхового случая и
получение страхового возмещения.
4.1.7. К платежно — финансовым услугам относят:
— оформление и оплату провозных платежей, сборов и штрафов;
— проведение расчетных операций за перевозку и перевалку
грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за проведение погрузочно — разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах.
4.1.8. К услугам по таможенному оформлению грузов и транспортных средств относят:
— проведение декларирования грузов в таможенных органах;
— консультирование грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием груза и иного имущества;
— оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз;
— выполнение платежей по таможенным сборам и другим таможенным формальностям.
4.1.9. Прочие услуги включают:
— разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
— розыск груза после истечения срока доставки;
— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
— перемаркировку грузов;
— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
— обслуживание рефрижераторных контейнеров;
— сдачу вагонов, контейнеров, складов, земельных участков, предназначенных для оказания экспедиторских услуг, погрузо — разгрузочных площадок в аренду;
— хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
4.2. В зависимости от особенностей перевозимых грузов, применения новых типов подвижного состава, формирования и отправления поездов, обеспечивающих транспортное обслуживание повышенного качества, перечень экспедиторских услуг может быть расширен.
5. Общие требования к услугам
5.1. Услуги, предоставляемые экспедиторскими и транспортно — экспедиторскими организациями на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
5.2. Экспедиторские услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или отдельных видов услуг.
5.3. Экспедиторские услуги, предоставляемые потребителям при перевозке грузов в межгосударственных и международных сообщениях, должны соответствовать требованиям правил международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и странами, участвующими в перевозках.
5.4. При предоставлении экспедиторских услуг оформление накладной, комплекта перевозочных и других документов производится в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов [2], Правил перевозок экспортных и импортных грузов [3] и других нормативных правовых актов, регламентирующих порядок перевозок отдельных категорий грузов различными видами транспорта в прямых и смешанных сообщениях.
5.5. Услуги по подготовке и дополнительному оборудованию железнодорожного подвижного состава, используемого на сети железных дорог общего пользования, должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов МПС России, утвержденных в установленном порядке.
5.6. Услуги по страхованию грузов, платежно — финансовые и по таможенному оформлению грузов и транспортных средств должны соответствовать действующему законодательству и нормативным документам федеральных органов исполнительной власти.
5.7. Услуги, оказываемые экспедиторскими и транспортно — экспедиторскими организациями, должны учитывать интересы потребителей транспортных услуг, мировой опыт и соответствовать следующим требованиям:
— комплексности;
— точности и своевременности исполнения;
— безопасности и экологичности;
— обеспечения сохранности груза;
— этичности обслуживающего персонала;
— эстетичности условий обслуживания;
— информативности.
5.7.1. Комплексность.
Предоставление услуг транспортной экспедиции должно обеспечивать возможность получения потребителем не только экспедиторских услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса (отрасли), но и сопутствующих услуг (выполнение таможенных и иных формальностей, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации погрузочно — разгрузочных работ, оказание различных консалтинговых услуг, страхование груза и др.), создающих условия для перевозки груза от грузоотправителя к грузополучателю без привлечения посредников и агентов и выполнения дополнительных формальностей грузовладельцем.
5.7.2. Точность и своевременность исполнения. Предоставление услуг транспортной экспедиции по объему, срокам, качеству и условиям обслуживания должно соответствовать требованиям, согласованным экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем, и транспортным документам, утвержденным в установленном порядке.
5.7.3. Безопасность и экологичность.
Услуги, оказываемые экспедиторскими и транспортно — экспедиторскими организациями, должны соответствовать требованиям безопасности, экологичности и целевому назначению. Условия предоставления услуг должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
5.7.4. Обеспечение сохранности груза.
Услуги, оказываемые экспедиторскими и транспортно — экспедиторскими организациями, должны обеспечивать перевозку грузов от грузоотправителя до грузополучателя без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений в соответствии с требованиями
действующих нормативных документов.
5.7.5. Этичность обслуживающего персонала. Персонал, предоставляющий услуги транспортной экспедиции, должен соблюдать общепринятые этические нормы поведения. Грузоотправителям и грузополучателям должны быть гарантированы
вежливость, доброжелательность и коммуникабельность обслуживающего персонала (Приложение А).
5.7.6. Эстетичность условий обслуживания.
Архитектурно — планировочные решения и оформление интерьеров помещений и территорий экспедиторских и транспортно — экспедиторских организаций должны соответствовать их функциональным требованиям и композиционной, в том числе архитектурной, целостности и гармоничности. Автотранспортные средства, железнодорожный подвижной состав, подъемно — транспортное оборудование, склады, контейнеры и др. должны иметь фирменный знак или соответствующие надписи, подтверждающие принадлежность указанных средств или сооружений экспедиторским или транспортно — экспедициторским организациям.
5.7.7. Информативность.
При оказании услуг экспедиторы должны предоставлять грузоотправителям и грузополучателям следующую информацию:
— правила и условия перевозок грузов на железнодорожном и других видах транспорта;
— нормативные и технические документы, касающиеся взаимоотношений сторон договора транспортной экспедиции;
— сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг на железных дорогах России;
— другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
6. Требования к сохранности груза и безопасности транспортно — экспедиторского обслуживания
6.1. Для сохранности грузов и безопасности транспортно — экспедиторского обслуживания необходимо соблюдать:
— требования к технологическим процессам, связанным с перевозкой грузов в части ответственности экспедитора;
— требования нормативных документов к упаковке и маркировке грузов, погрузке, размещению и креплению грузов на железнодорожном и автомобильном подвижном составе и в контейнерах;
— правила охраны грузов в процессе перевозки, хранения и производства погрузочно — разгрузочных, складских и сортировочных работ.
6.2. Охрана груза в пути следования и на железнодорожных станциях должна осуществляться подразделениями военизированной охраны МПС России в соответствии с Положением о военизированной охране на железнодорожном транспорте [4].
6.3. Упаковка и маркировка грузов по ГОСТ 15846, ГОСТ 19848, ГОСТ 26319 и Правилам перевозок грузов по железным дорогам [2].
6.4. Погрузочно — разгрузочные, складские и сортировочные работы на местах общего пользования грузовых железнодорожных станций должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.3.009-76 и Правилами техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно — разгрузочных работах на железнодорожном транспорте [5].
6.5. Размещение и закрепление грузов на железнодорожном подвижном составе должно соответствовать Правилам перевозок грузов и Техническим условиям погрузки и крепления грузов [6].
6.6. Автотранспортные средства, используемые экспедитором для завоза грузов на места общего пользования железнодорожных станций и вывоза грузов с этих станций, должны соответствовать требованиям ГОСТ 21398-89, ГОСТ 25478 и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта [7].
6.7. Подъемно — транспортные машины и оборудование, применяемое для производства погрузочно — разгрузочных, складских и сортировочных работ при оказании экспедиторских услуг, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, нормативных актов Госгортехнадзора России, а также требованиям безопасности, стандартов и технических условий на оборудование конкретного типа.
7. Требования охраны окружающей среды
7.1. Экологическую безопасность экспедиторских услуг обеспечивают соблюдением установленных требований охраны окружающей среды к территории, техническому состоянию используемых технических средств и производственным процессам, содержанию производственных помещений и складов, состоянию вентиляции, водоснабжения, канализации и другим факторам согласно СНиП 2.08.02-89, соответствующим положениям государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ), правил противопожарной безопасности и других действующих нормативных документов.
7.2. При оказании экспедиторских услуг исполнители должны соблюдать нормативы качества окружающей среды:
— предельно допустимые концентрации вредных веществ [8];
— предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ (по ГОСТ 17.2.3.02);
— предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий [9], [10], [11];
— предельно допустимый уровень радиационного воздействия [13];
— нормативы санитарных и защитных норм [12].
7.3. В процессе транспортно — экспедиторского обслуживания грузоотправителей и грузополучателей не должно быть вредных воздействий на окружающую среду. После получения грузы не должны обладать свойствами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду.
8. Методы контроля
8.1. Для контроля качества услуг, предоставляемых экспедиторскими и транспортно — экспедиторскими организациями, используют следующие методы:
— инспекционный контроль наличия обязательных документов, выдача которых предусмотрена надзорными органами (путем проверки их наличия и срока действия);
— визуальный контроль (осмотр объекта — интерьера, применяемого оборудования и средств оргтехники, подъемно — транспортной техники, автотранспортных средств, состояния складских помещений и площадок, хранения грузов, их охраны и др.);
— аналитический (анализ документации — содержание коммерческих актов и состояние их выполнения, претензий и других документов, оценивающих качество предоставляемых услуг);
— инструментальный контроль (определение степени загрязнения грунта, загазованности складских помещений, проверки технического состояния и режимов работы оборудования в процессе производства работ и др.);
— социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).
Приложение А
Требования к обслуживающему персоналу
A.1. Квалификация и компетентность обслуживающего персонала экспедиторских и транспортно — экспедиторских организаций должны соответствовать требованиям, установленным для определенных категорий работников в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными документами, регламентирующими перевозки грузов или выполнение отдельных видов работ.
А.2. При установлении требований к обслуживающему персоналу экспедиторских и транспортно — экспедиторских организаций учитывают следующие критерии оценки:
— уровень профессиональной подготовки и квалификации (в том числе теоретические знания и умение применять их на практике);
— способность к руководству (для руководящего персонала);
— знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
— знание нормативных, технических и руководящих документов по специализации.
А.З. Руководящий персонал экспедиторских и транспортно-экспедиторских организаций должен иметь опыт работы в данной области или должен пройти необходимый курс обучения и проверку знаний в соответствии с установленным порядком.
А.4. Инженерно — технические работники, ответственные за безопасное проведение погрузочно — разгрузочных, складских и сортировочных работ при назначении на работу в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009 должны проходить проверку знаний в соответствии с их должностными обязанностями.
А.З. Функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях и утверждены руководителем организации.
А.6. Должностные инструкции обслуживающего персонала разрабатывает руководитель организации исходя из требований настоящего стандарта, тарифно — квалификационного справочника работ и профессий с учетом особенностей работы организации.
А.7. Руководитель организации должен систематически совершенствовать знания, квалификацию и профессиональное мастерство персонала.
Приложение Б
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», рег. N 153-ФЗ от 25.08.95.
[2] Правила перевозок грузов. Утверждены МПС СССР, рег. N l44у от 09.08.65.
[3] Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом смешанном сообщении. Утверждены МПС СССР, рег. N 257 от 22.01.91.
[4] Положение о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Утверждено МПС России, рег. N ЦУО-386 от 11.06.96.
[5] Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно — разгрузочных работах на железнодорожном транспорте. Утверждены МПС СССР, рег. N ЦМ/4771 от 15.02.90.
[6] Технические условия погрузки и крепления грузов. Утверждены МПС СССР, рег. N 61у от 19.11.88.
[7] Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. Утверждены Минтрансом РСФСР, рег. N 561у от 10.05.90.
[8] Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Утверждены Заместителем главного государственного врача СССР, рег. N 5158-89 от 24.11.89.
[9] Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, рег. N 3077-84 от 03.08.84.
[10] Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых домах. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, рег. N 1304-75 от 13.06.75.
[11] Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР, рег N 3206-85 от 15.10.85.
[12] Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, рег. N 4630-88 от 04.07.88.
[13] Нормы радиационной безопасности. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, рег. N 4392-87 от 26.05.87.
Главный специалист ЦФТО МПС России А.В.КРУПИН
Ведущий научный сотрудник ВНИИЖТ В.А.АБГАФОРОВ