Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52398-2005
  Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
  Содержание
  
  
  
  Предисловие
  
  Сведения о стандарте
  
  1. Область применения
  
  2. Термины и определения
  
  3. Классы автомобильных дорог
  
  4. Категории автомобильных дорог
  
  5. Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
  
  
  
  Дата введения —
  
  1 мая 2006 года
  
  
  
  НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  
  
  
  КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  
  
  
  ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ
  
  
  
  CLASSIFICATION OF AUTOMOBILE ROADS. GENERAL PARAMETERS
  
  AND REQUIREMENTS
  
  
  
  ГОСТ Р 52398-2005
  
  
  
  Предисловие
  
  
  
  Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
  
  
  
  Сведения о стандарте
  
  
  
  1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест».
  
  2. Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство».
  
  3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст.
  
  4. Введен впервые.
  
  
  
  Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
  
  
  
  1. Область применения
  
  
  
  Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
  
  
  
  2. Термины и определения
  
  
  
  В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
  
  2.1. Техническая классификация автомобильных дорог: разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
  
  2.2. Класс автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
  
  2.3. Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
  
  2.4. Доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
  
  
  
  3. Классы автомобильных дорог
  
  
  
  3.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
  
  — автомагистраль,
  
  — скоростная дорога,
  
  — дорога обычного типа (нескоростная дорога).
  
  3.1.1. К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
  
  — имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  
  — не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  
  — доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
  
  3.1.2. К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
  
  — имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  
  — не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  
  — доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
  
  3.1.3. К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
  
  — имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  
  — доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.
  
  
  
  4. Категории автомобильных дорог
  
  
  
  4.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
  
  — количества и ширины полос движения;
  
  — наличия центральной разделительной полосы;
  
  — типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  
  — условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
  
  
  
  5. Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
  
  
  
  Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
  
  
  
  Таблица 1
  
  
  
  ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  
  ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
  
  
  
  +——-+——+——+——+——-+————+———+——-+
  
  ¦Класс ¦Кате-¦Общее ¦Шири-¦Цент- ¦Пересечения¦Пересече-¦Доступ ¦
  
  ¦автомо-¦гория¦коли- ¦на ¦ральная¦с автомо- ¦ния с же-¦на до- ¦
  
  ¦бильной¦авто-¦чество¦поло-¦разде- ¦бильными ¦лезными ¦рогу с ¦
  
  ¦дороги ¦мо- ¦полос ¦сы ¦литель-¦дорогами, ¦дорогами ¦примы- ¦
  
  ¦ ¦биль-¦движе-¦дви- ¦ная ¦велосипед- ¦и трам- ¦кания ¦
  
  ¦ ¦ной ¦ния ¦же- ¦полоса ¦ными и пе- ¦вайными ¦в одном¦
  
  ¦ ¦доро-¦ ¦ния, ¦ ¦шеходными ¦путями ¦уровне ¦
  
  ¦ ¦ги ¦ ¦м ¦ ¦дорожками ¦ ¦ ¦
  
  +——-+——+——+——+——-+————+———+——-+
  
  ¦Автома-¦IA ¦4 и ¦3,75 ¦Обяза- ¦В разных уровнях ¦Не ¦
  
  ¦гист- ¦ ¦более ¦ ¦тельна ¦ ¦допус- ¦
  
  ¦раль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кается ¦
  
  +——-+——+——+——+ ¦ +——-+
  
  ¦Скоро- ¦IБ ¦4 и ¦3,75 ¦ ¦ ¦Допус- ¦
  
  ¦стная ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ ¦кается ¦
  
  ¦дорога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦без пе-¦
  
  +——-+——+——+——+——-+————+———+ресече-¦
  
  ¦Дорога ¦IВ ¦4 и ¦3,75 ¦Обяза- ¦Допускаются¦В разных ¦ния ¦
  
  ¦обычно-¦ ¦более ¦ ¦тельна ¦пересечения¦уровнях ¦прямого¦
  
  ¦го типа¦ ¦<1> ¦ ¦ ¦в одном ¦ ¦направ-¦
  
  ¦(неско-¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровне со ¦ ¦ления ¦
  
  ¦ростная+——+——+——+——-+светофорным¦ +——-+
  
  ¦дорога)¦II ¦4 ¦3,5 ¦Допус- ¦регулирова-¦ ¦Допус- ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кается ¦нием ¦ ¦кается ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отсут- ¦ ¦ ¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствие ¦ ¦ ¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<2> ¦ ¦ ¦ ¦
  
  ¦ ¦ +——+——+——-+————+ ¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦2 или ¦3,75 ¦Не тре-¦Допускаются¦ ¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦3 <3> ¦ ¦буется ¦пересечения¦ ¦ ¦
  
  ¦ +——+——+——+ ¦в одном ¦ ¦ ¦
  
  ¦ ¦III ¦2 ¦3,5 ¦ ¦уровне <4> ¦ ¦ ¦
  
  ¦ +——+——+——+ ¦ +———+ ¦
  
  ¦ ¦IV ¦2 ¦3,0 ¦ ¦ ¦Допуска- ¦ ¦
  
  ¦ +——+——+——+ ¦ ¦ются пе- ¦ ¦
  
  ¦ ¦V ¦1 ¦4,5 и¦ ¦ ¦ресечения¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦более¦ ¦ ¦в одном ¦ ¦
  
  ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровне ¦ ¦
  
  +——-+——+——+——+——-+————+———+——-+
  
  ¦ <1> Более шести полос допускается только на существующих¦
  
  ¦автомобильных дорогах. ¦
  
  ¦ <2> На дороге категории II требование к наличию¦
  
  ¦разделительной полосы определяется проектом организации¦
  
  ¦дорожного движения. ¦
  
  ¦ <3> Три полосы движения только для существующих¦
  
  ¦автомобильных дорог. ¦
  
  ¦ <4> Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной¦
  
  ¦осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения¦
  
  ¦дорог категории II с дорогами категорий II и III могут¦
  
  ¦осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии¦
  
  ¦светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или¦
  
  ¦пересечения кольцевого типа). ¦
  
  +—————————————————————-+