Железнодорожный грузовой транспорт

Железнодорожный грузовой транспорт — основной вид магистрального грузового транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов товаров. Такое ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей.
  Железнодорожные перевозки грузов имеют целый ряд достоинств, которые и определили их преимущественное развитие в мире. Железнодорожный грузовой транспорт отличают от остального вида транспорта множество привлекательных особенностей, среди них выделяются основные:
  Универсальность (железнодорожный грузовой транспорт способен перевозить практически все виды грузов).
  Высокая провозная и пропускная способность (железнодорожный грузовой транспорт способен обеспечить перевозку более 100 млн.т грузов в каждом направлении).
  Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от грузовых авиа и морских перевозок).
  Относительно свободное размещение, то есть железнодорожный грузовой транспорт не зависит от природных условий.
  Регулярность (можно осуществлять грузоперевозки во все времена года, в отличие от речного и морского грузового транспорта).
  Сравнительно высокая скорость движения, надежность и другие показатели.
  Железнодорожный грузовой транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромные расстояния, на которое порой приходится доставлять грузы, можно ожидать, что он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
  Что и как возим
  В асортименте товаров перевозимых железнодорожным грузовым транспортом резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе — по объему грузоперевозок), минеральные строительные материалы (первое место по объему грузоперевозок и второе — по грузообороту). На третьем месте идут жидкие грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного грузового транспорта.
  Для железнодорожного грузового транспорта характерна концентрация грузоперевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железной дороги. К примеру, одну из наиболее грузонапряженнх линий можно считать Транссибирскую магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире — более 100 млн. т-км на 1 км длины) — в основном за счет грузовых перевозок кузнецкого угля. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются крупнейшими металлургическими базами для потребителей. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие страны.
  Железнодорожный грузовой транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог. В целом развитие железных дорог и улучшение экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей мирового хозяйства. Несмотря на это, железные дороги остаются наиболее экономичным видом грузового и пассажирского транспорта (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного грузового транспорта является независимость от природных условий.
  Эффективность железнодорожного грузового транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление).
  Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного грузового транспорта следующие:
  Удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени.
  Соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость.
  Коэффициент участковой скорости.
  Средний простой вагона под одной грузовой операцией.